Среда, 18.10.2017, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Красовской Аллы Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья Системно-деятельностный подход в реализации задач нравственно-патриотического воспитания учащихся (Пост № 1)

Статья

Системно-деятельностный подход в реализации задач нравственно-патриотического воспитания учащихся (Пост № 1)

За честь, за свободу, за Родину павших

Навечно считайте идущими рядом!

 

                                                                                    Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
                                                                                    к знанию – это деятельность»

 

        События постперестроечного времени подтверждают, что экономическая нестабильность, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности и патриотизма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

 Согласно ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству.»

Так как основой для успешной учебной деятельности, согласно ФГОС, лежит технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию. Ведь, говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя оторвать это понятие от воспитательного процесса.

        Что такое системно-деятельностный подход? Само понятие было введено в 1985 году как особого рода понятие. Основой для его понимания служит понятие «Деятельность». С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. При этом ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Системно-деятельностный подход широко используется учителями в урочной  и внеурочной деятельности. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на мой взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  1. Формирование универсальных учебных действий, как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью мероприятия или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план, проект
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)


Технология системно-деятельностного подхода способствует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию учащихся. Педагог направляет действия школьников на формирование мотивационно-ценностного отношения к патриотизму, Родине, овладению школьниками действенно практическим опытом и формирования умений самостоятельно его реализовывать.

Действия школьников связаны с овладением действенно-практическим опытом: формируются умения самостоятельного участия в деятельности, осуществляется рефлексия собственных возможностей овладения опытом служения Отечеству. Формы взаимодействия педагога и школьников на этом этапе обеспечивает смыслоценностный уровень общения.

Хочу подробнее остановиться на применении системно-деятельностного подхода в работе по духовному, нравственному и патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности на примере подготовки и прохождения службы сводным отрядом учащихся нашей школы на Посту№1 имени Дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта В.Г.Рязанова у Вечного Огня Славы г.Нижнего Новгорода.

 

В самом «сердце» нашего города, Нижегородском Кремле, есть место  - святое для каждого горожанина. Его мы помним с раннего детства. Здесь, на крутом берегу Волги, в Михаило-Архангельском соборе покоится наш великий земляк Козьма Минин, а рядом расположен мемориал Славы нижегородцев – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 года. Сюда, к Вечному огню приходят ветераны почтить память павших товарищей, молодые семьи начинают отсюда свой жизненный путь. Все, кто приезжает в наш город,  считают своим долгом посетить это святое место. Здесь просто гуляют с детьми, любуясь завораживающе красивыми видами на Стрелку и Заволжские дали.

И в любую погоду у Вечного Огня стоит почетный караул юнармейцев-старшеклассников – Пост № 1.

В 2015 году весь мир будет отмечать 70-илетие Великой Победы над фашистской Германией. У нашего мемориала тоже юбилейная дата. Исполняется 35 лет с того момента, как в Нижегородском Кремле был организован Пост № 1 у Вечного Огня Славы.

В преддверии этих знаменательных дат сводному отряду учащихся нашей школы было доверено нести почётную Вахту Памяти на Посту № 1 имени Дважды Героя Советского Союза генерала-лейтенанта авиации В.Г.Рязанова.

Несут службу на Посту № 1 ребята нашей школы  не впервые, но всегда это очень волнующе и ответственно. Ведь здесь они являются не только «лицом» школы, но и города.

К службе в почетном карауле будущие постовцы готовились целый месяц, изучали свои функциональные обязанности, уставы вооруженных сил. Много времени было посвящено строевой подготовке. Отряд состоял из 28 человек: 11-классники – 18 человек, 5 учащихся 10а класса и 5 учащихся 9а класса.  При подготовке сводного отряда старшеклассников мной активно использовался системно-деятельностный подход.     

 При планировании внеурочной деятельности учащихся определяется планируемый результат, которого могут достичь ученики соответственно их возрастным особенностям. Во старшем звене, как правило, процесс формирования классных коллективов завершается, межличностное взаимодействие  школьников друг с другом имеет большое значение, что способствует совершенствованию опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из своей практики, что только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, что он может.

 Дидактические принципы системно-деятельностного подхода, реализованные при подготовке и службе на Посту №1:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Во время подготовки к службе на Посту№1 содержание уставов и своих функциональных обязанностей ребята изучали самостоятельно и индивидуально по имеющимся рекомендациям учителя с последующей сдачей зачёта своему командиру (учащемуся). Начальником караула был назначен ученик 11а класса Шебаршин Александр. Это очень ответственная должность, так как во время службы на Посту № 1 осуществляется принцип самоуправления и от командира, от его организаторских способностей зависит очень многое. Выбор был сделан правильно. Саша отлично справился со своими обязанностями. Большая нагрузка и ответственность лежала на разводящих. Это главные люди, отвечающие за свою смену, ведущие её на пост. Ребята показали себя настоящими лидерами, ответственными и самостоятельными. Это учащиеся 11а – Стрекалова Любовь, Костяева Виктория, Осокин Марк.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

Практическую подготовку  учащихся предваряли занятия по истории Поста№1 в нашем городе, предыдущих поколений постовцев нашей школы. В занятиях широко использовались инфомационные технологии с применением презентаций и фотоматериалов.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

Весь процесс подготовки к службе на Посту №1 был пронизан основной идеей наследия исторического, патриотического, гражданского опыта прошлых поколений. Ребята воочию ощутили себя продолжателями славных традиций уважения к памяти героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Все смены стойко и достойно несли службу на посту. Лучшей по строевой подготовке была признана четвёртая смена в составе Деньгина Алексея, Буткеева Павла, Барановой Анастасии, Козловой Анастасии. Во время нахождения в карауле ребята ежедневно проводили политинформацию о главных событиях в стране и мире. Лучшим обозревателем была признана Брызгалова Дарья.  Аветисян Люся, Деньгин Алексей и Богуш Анатолий рассказали нам в форме эссе о своих родственниках – участниках ВОВ. Это было очень интересно и трогательно. Память семьи – самая главная и нужная память для наших близких. Это память поколений. Во время прохождения службы мы не только несли Почётную Вахту, но и постоянно обращались к героическим свершениям наших соотечественников – участников ВОВ. В первый день службы  мы встречались с ветераном войны Мешковым В.Н., который рассказал ребятам о своей флотской службе на Балтике. С уважением и вниманием ребята слушали слова очевидца и участника тех трагических и великих событий. Перед постовцами выступал начальник штаба Поста № 1 полковник Малыгин В.Д. с беседами о героях-нижегородцах. Очень понравилась ребятам экскурсия в музей юнг Северного флота в ДДТ им. В.П.Чкалова, где постовцы узнали о героических буднях во время Великой Отечественной Войны таких же ребят, как они.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Каждый учащийся, состоящий в отряде, должен был усвоить основные (стандартные) требования, но также каждому была предоставлена возможность проявить лидерские качества и стать командиром или разводящим, творческие способности   (в написании эссе, в подготовке политинформации). Учащийся 9а Шмелёв Е. готовит материал к  научной работе: «Пост №1 в истории моей школы».

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на мероприятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

С самого начала тренировок между старшеклассниками и учителем сложились доброжелательные, сотруднические отношения. И хотя поначалу строевой выправки и знаний не хватало всем, никто не подвергался насмешкам товарищей. Не было лишних замечаний и  поучений. Постепенно коллектив отряда из управляемого учителем превратился в самоуправляемый. Ребята поняли, что здесь каждый отвечает за общий результат. А он зависел, в первую очередь, от межличностных отношений, от согласованности действий, от умения договориться и распределить обязанности. Участники каждой смены всё делали вместе: тренировались, готовились к политинформации, даже ели в столовой за одним столом. А ведь это были ребята из разных классов и разных возрастов. Оценку  деятельности смен постовцы проводили сами в конце каждого дня службы. Эти результаты наглядно отражались в боевых листках. Старшеклассники научились оценивать себя и других объективно.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Во время тренировок к службе на Посту№1 неоднократно сами ребята предлагали новые варианты методов улучшения строевой подготовки, обучали друг друга, помогали тем, кто совершал ошибки.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Самым ответственным событием за время несения нашим отрядом почётного караула стало участие в торжественном мероприятии проводов призывников – нижегородцев в Президентский и Семёновский полки, которые несут службу по охране Московского Кремля и первых лиц государства, стоят на Посту № 1 у Вечного Огня на Красной Площади. Постовцы боролись за право стоять в карауле во время этого события. На мероприятии присутствовали официальные лица – представители администрации города и области, родители призывников. Была очень волнующая и торжественная обстановка. Вели съёмку сразу несколько камер телевизионных каналов. Ребята нашего сводного отряда в полном составе стояли в строю, а очередная четвёртая смена по стойке «смирно» - в почётном карауле у Вечного Огня. Ребята выдержали это испытание с честью.

Думаю, что эта неделя 17.11 – 22.11.2014 г. запомнится старшеклассникам навсегда. Во время службы ребята проявили свои самые хорошие качества: надёжность, ответственность, взаимовыручку, стрессоустойчивость, коммуникабельность. Это хорошая подготовка к  самостоятельной жизни. За отличное несение службы всему личному составу сводного отряда школы руководством Поста № 1 и ДДТ им. В.П.Чкалова была объявлена благодарность и выставлена итоговая оценка «отлично».

С грустью простились ребята с караульным помещением и Часовой башней. Здесь, неся службу у Вечного Огня, они воочию ощутили  героическую поступь ушедших поколений, с честью выполнивших свой воинский и гражданский долг. Страна и сейчас  нуждается в лидерах, профессионалах, патриотах, героях! Служба на Посту № 1 – это истинная школа гражданственности и патриотизма. Здесь осуществляется связь и память поколений в действии. Эта память не должна прерваться никогда!

    Проанализировав результаты работы, проведённой по подготовке учащихся к Вахте Памяти на Посту№1, я пришла к выводу, что  системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

 Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного воспитания становится развитие способности ученика самостоятельно ставить жизненные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение решать задачи, которые поставит перед ним жизнь.

Каков же результат?

Уверена, что для наших старшеклассников, прошедших службу на Посту№1, решение жизненных задач будет по плечу. За эти полтора месяца повысилась ответственность ребят, они поверили в свои силы, доказали другим и самим себе, что способны мобилизоваться в ответ на  высокие требования, предъявляемые ситуацией. Уверена, что эти ребята не способны на дурной поступок, никогда не будут плохо отзываться о своей Родине, и не позволят другим. В отряде были ребята разных возрастов, разных интересов и образовательного уровня, но они смогли объединиться для решения единой задачи. Это можно считать моделью консолидации всего нашего общества в деле дальнейшего развития России, которую могут строить настоящие патриоты. Сегодня,  не смотря на усилия государства, требуется огромная работа всех институтов социума «по активизации внутреннего ядра российского общества, его способности продуцировать современные формы поведения, (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимную поддержку). Ключевая роль в этом принадлежит образованию.

 

Преподаватель-организатор ОБЖ  МБОУ СОШ № 97 Красовская Алла Владимировна

Декабрь 2014г.

Приложение: фотоматериалы см. в фотоальбоме.

 

Литература:

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
  3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
  4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
  5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
  6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
  8. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
  9. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
  10. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
  11. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
  12. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Алла (27.01.2016)
Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск